Публикации On air
Постоянно востребованная Алессандра Ферри

«Постоянно востребованная» — так говорят о всемирно известной итальянской балерине Алессандре Ферри последние сорок лет. Очередная причина так считать — решение дирекций Венской государственной оперы и Венской народной оперы назначить Ферри художественным руководителем Венского государственного балета. К своим новым обязанностям балерина приступит в сентябре 2025 года. Тогда же она возглавит и балетную академию

Венской государственной оперы.

Эта новость — еще один повод вспомнить невероятно долгий и насыщенный творческий путь балерины.


Исследователь танца и танцкритик Айсылу Кадырова рассказывает, почему в попытках опровергнуть немалое количество устоявшихся «невозможно» Ферри практически нет равных.

На посту руководителя Венского балета Алессандра Ферри сменит Мартина Шлепфера: этот эмпатичный хореограф-интеллектуал заранее предупредил работодателей, что не станет продлевать свой контракт после 31 августа 2025 года.
Вместе с балериной на престижную венскую вакансию претендовало 39 человек. Выиграла творческая заявка Ферри, детали которой объявят на презентации сезона 2025/2026.

Кажется странным, но постоянно востребованная балерина Ферри за всю свою танцевальную карьеру — на удивление долгую, завершившуюся совсем недавно в августе 2024 года в рамках 17-го Всемирного фестиваля балета на сцене Tokyo Bunka Kaikan — никогда не сотрудничала с балетом Вены. В этом городе она, по ее же собственному признанию, исполнила однажды лишь «Другие танцы» Джерома Роббинса — серию вальсов и мазурок, которые были поставлены в 1976 году для Натальи Макаровой и Михаила Барышникова.

Писать о танцевальной карьере Ферри, что она уже завершилась, — рискованно. В первый раз балерина «официально» уходила на пенсию 23 июня в 2007 году: объявление о финальном выступлении опубликовали на сайте American Ballet Theatre. Алессандре тогда было 44 года, для прощального спектакля она выбрала «Ромео и Джульетту» Кеннета Макмиллана (партию Ромео исполнял Роберто Болле). Однако в 2016 году, Ферри снова исполнила особенную для себя роль Джульетты (с Ромео — Германом Корнехо) — «впервые с момента своего прощания с ABT, на той же сцене Metropolitan Opera House, что и девять лет назад, когда с колосников сыпалось сверкающее золотое конфетти, а обожающая публика приветствовала ее в течение 20 минут».

Вряд ли будет преувеличением сказать, что Алессандра Ферри неосознанно стала первой из танцовщиц, привнесшей в строгий мир классического балета практику саббатикала — продолжительного отдыха от работы.
Как все начиналось
Алессандра Ферри родилась в Милане в 1963 году. Ее мама — учительница начальных классов, папа — инженер. С магией музыкального театра Алессандра впервые соприкоснулась в три года. «Я чувствовала, что музыка движет воздух вокруг меня, и я хотела быть частью этого движущегося воздуха», — объясняла она в одном из интервью.

Стать «частью движущегося воздуха» — задача такого же уровня сложности, как и желание опровергнуть знаменитые строки Поля Элюара:

Хрупкий дождь черепицу держит
В равновесии. Балерина
Никогда не научится
Литься и прыгать,
Как дождь.

Увы, это и правда невозможно. Но в попытках опровергнуть немалое количество устоявшихся «невозможно» Ферри практически нет равных.

В балетную школу Teatro alla Scala она поступила с первого раза. Десятилетняя Алессандра впечатлила приемную комиссию сосредоточенным вниманием к музыке и умением чутко откликаться на нее движениями своего тела. Девочка была дивно сложена: тоненькая, гибкая, удлиненная и легкая; сразу запоминались ее большие выразительные глаза и невероятной красоты стопы — аккуратные, с высоким «арочным» подъемом.
Когда Ферри исполнилось 15 лет, она стала первой танцовщицей, выигравшей стипендию Британского совета (British Council). Это помогло ей переехать в Лондон, чтобы продолжить обучение в The Royal Ballet School.
В 1980 году, на международном балетном конкурсе для молодых танцовщиков Prix de Lausanne, Ферри выиграла грант на годовое обучение в любой из партнерских школ швейцарского конкурса. Алессандре предоставили огромный выбор, но она решила остаться в The Royal Ballet School.

Практически все историки балета современной Великобритании считают, что успех Алессандры Ферри был стремительным. Так, после конкурса в Лозанне Кеннет Макмиллан (в то время главный хореограф Королевского балета) предложил многообещающей танцовщице место в труппе, репетировал с ней главные роли в своих балетах «Ромео и Джульетта», «Манон», «Майерлинг».
Постоянный танцкритик The New York Times Анна Киссельгофф писала в 1983 году о «Майерлинге» так: «Главным откровением стала мисс Ферри. <…> У нее исключительно изящные линии чистокровной породы, очень длинные ноги, сужающиеся к идеальным стопам. Ее гибкие бедра создают необычайную плавность движений, а высокий изогнутый подъем стоп — поразительно смелый классический силуэт. Ее техника уже сильна, <…> ее драматические способности очевидны».
Через два десятилетия другая авторитетная критикесса Джудит Макрелл напишет в The Guardian: «Ферри так же физически завораживает, как и в 20 лет. Ее затравленные глаза, слишком большие для ее лица, и ее ноги, экстравагантно длинные для ее крошечного тела, обещают интенсивность в ту самую минуту, когда она только выходит на сцену».
В 1983 году Кеннет Макмиллан специально для Ферри сочинил одноактный балет «Долина теней» (Valley of Shadows) на музыку Петра Чайковского и Богуслава Мартину. Эта работа принесла Алессандре ее первую Премию Лоуренса Оливье (The Laurence Olivier Awards) «за выдающиеся достижения в танце». А годом раньше, когда Ферри было 19 лет, она получила титул прима-балерины Королевского балета.


Несколько иначе, чем историки балета, воспринимала карьерный старт Ферри ее русский педагог Суламифь Мессерер. В своей книге «Суламифь. Фрагменты воспоминаний» она писала:
«Иногда за признание твоей ученицы приходится бороться годами. В старом здании Ковент-Гардена, на четвертом этаже, располагался офис педагогов и репетиторов, где после классов мы пили кофе. Туда нередко в панике прибегали режиссеры:

— Беда, беда! Сегодня некому танцевать в четверке лебедей, кого бы найти… кого бы?

И я предлагала:
— А вот есть одна итальяночка Алессандра Ферри. Возьмите ее.

Ферри была замечательная девочка, пластичная, с широченным шагом, эмоциональная, впечатлительная и впечатляющая.

— Ой, да что вы! — отвечали мне. — Нельзя ее ставить в четверку, ни в коем случае.

Это повторялось не раз. Алессандру упорно не желали считать перспективной и игнорировали. Я продолжала высказываться в ее пользу с одержимостью русской службы Би-би-си, вещавшей на СССР. Известное дело, СССР в конце концов развалился. Года через три моих трудов Кеннет Макмиллан, придя в офис, вдруг говорит:

— Да, кстати, был сегодня у мадам Мессерер на уроке. Есть там у нас в кордебалете отличная девушка, итальянка. Я хочу, чтобы она станцевала Джульетту.

Перечить вслух ему не смели, но за спиной опять зашушукались:

— Какую такую вдруг Джульетту! Она не создана примой…

Я снова, в тысячный, наверное, раз заступилась за свою ученицу и горячо поддержала Кеннета. Начался взлет Алессандры Ферри в балерины мирового класса. Позднее, правда, у нее возникли разногласия с руководством Королевского балета — недруги явно сохранились, — и она уехала в Америку. Но в статусе примы».
Знаковые роли: Джульетта
Ферри удалось сыграть в этом балете бесстрашное желание любить
Свою первую Джульетту Алессандра Ферри станцевала в 19 лет. Последнюю — в 52 года. Это одна из коронных ее партий. Кстати, Веронский Клуб Джульетты избрал Александру Ферри своей официальной Джульеттой: у выдающейся танцовщицы и актрисы есть право отвечать на письма, адресованные шекспировской героине.

«Дорогая, никогда не бойся быть уродливой на сцене», — сказал ей на одной из репетиций Кеннет Макмиллан. В интервью Саре Кауфман из The Washington Post Алессандра вспоминала: «Кеннет не был романтиком. Он был очень приземленным и интересовался всеми психологическими аспектами жизни, и даже насилием в ней. <…> Джульетта — плоть и кости, и то, что есть между ней и Ромео, — это не романтическая щенячья любовь. Они были готовы прыгнуть в объятия друг друга в сексуальном плане. Им не терпелось испытать все это».

Когда все твое тело сочится желанием обладать телом любимого человека, последнее, о чем ты думаешь — красив ли ты сейчас. Ферри удалось сыграть в этом балете бесстрашное желание любить, пылкое влечение, безудержную страсть. Ее Джульетта не была образцовой героиней из пыльной хрестоматийной книжки. Она была очень живой, естественной в каждом движении девушкой, в которой внезапно вспыхнуло гигантское, обжигающее чувство любви.

В сцене, где Джульетта-Ферри не в силах смириться с идеей стать женой нелюбимого Париса, она плачет настоящими слезами. И не прячет искаженное рыданиями лицо за аккуратно сложенными ладонями, как это делали до нее и продолжают делать десятки «красивеньких» балетных актрис. Ферри не боится, что кто-то увидит ее распухший нос, трясущийся подбородок и перекошенный в беззвучном вое рот: есть только она и кипящее в ней чувство негодования.

Еще более физиологично Ферри играет эпизод «Джульетта принимает яд»: отрава вызывает у нее острую боль и рвотные позывы.
Критик Марк Монахан писал в The Telegraph, что про Ферри быстро стало понятно: она — «танцовщица душераздирающего артистизма». Позже он назовет ее «интерпретатором произведений Кеннета Макмиллана мирового класса» и «балетной Мэрил Стрип».
О роли Джульетты, в которой 53-летняя Алессандра Ферри неожиданно для многих вернулась на сцену, писали почти все специализированные издания. Аластер Маколей в The New York Times был, пожалуй, самым точным: «Сегодня г-жа Ферри, хотя и более уязвима физически, чем раньше, является настолько цельным художником, что это становится частью ее сценического образа. В молодости она была вдохновляюще безрассудной; но сегодня она еще больше трогательна».

За месяц до своего возвращения на сцену в роли Джульетты, в мае 2016 года, Ферри снялась в необычном рекламном ролике: в свои на тот момент 52 года она танцует рядом с собой из прошлого — с голографической проекцией себя в возрасте 19 лет. Обе балерины исполняют вариацию из первого акта макмиллановской «Ромео и Джульетты»: юная Алессандра делает это в сценическом костюме, а зрелая — в репетиционных одеждах. Они обе, согласно финальному титру, «готовы к большему».
Беспристрастная камера показывает нам не конкурирующих Джульетт, не поединок Молодости и Опыта. Она показывает две прекрасные отдельности. Любуется ими. И невольно отвечает на вопрос, что остается в балерине Ферри неизменным, с годами не утраченным. Остается ее мягкая притягательность. Мерцающий магнетизм.
Знаковые роли: Жизель
В конце первого акта Жизель Алессандры Ферри погибала, так казалось, не от боли из-за раскрывшегося обмана графа, а от яростного возмущения этим подлым поступком
Первую Жизель в своей карьере Алессандра станцевала с Михаилом Барышниковым.

«…Я была в ужасе. Это была моя первая „Жизель“ и мой первый танец с Барышниковым на публике. Я до сих пор в ужасе… Это так сложно, такая большая ответственность — танцевать рядом с Мишей. Его уровень настолько высок, и я не хочу его подводить», — говорила Ферри в интервью Алану М. Кригсману в 1986 году. Алессандре было 22 года, она только-только присоединилась к труппе American Ballet Theatre. Кригсман тогда запротоколировал: рост балерины Ферри — 5 футов и 2 дюйма (157,48 см), вес — 97 фунтов (43,9 кг).

Жизель давалась Алессандре сложнее, чем Джульетта: мешало внимание знаменитого на весь мир Барышникова. Все знали, что это он, мегазвезда, выбрал Ферри в свои партнерши, и настойчиво ждали от молодой балерины виртуозных танцев и безупречного перевоплощения во влюбленную девушку. У Алессандры будто бы ультимативно отняли право не оправдывать чужих ожиданий. Это тяготило и сковывало. В интервью Саре Кромптон из The Guardian Алессандра вспоминала: «Он (Барышников) не принимал никаких оправданий за ошибки. Это было ужасно, честно говоря».
Ее Жизель не казалась застенчивой и робкой. Уже в первом выходе на сцену она вся светилась от счастья, была открытой, уверенной в себе и свободной. В конце первого акта Жизель Алессандры Ферри погибала, так казалось, не от боли из-за раскрывшегося обмана графа, а от яростного возмущения этим подлым поступком.

В American Ballet Theatre Ферри готовила партию Жизели с репетитором Еленой Чернышевой. Интеллектуалка, близкая подруга Иосифа Бродского, Чернышева однажды сказала про Алессандру: «В первом акте „Жизели“ она похожа на Анну Маньяни, когда сходит с ума. Во втором акте она похожа на облако».
Любопытно, что в репертуаре Венского государственного балета, который скоро возглавит Алессандра Ферри, до сих пор имеется «Жизель» в постановке Елены Чернышевой: она занимала пост руководителя Венского балета в период с 1991 по 1993 год.


После экзаменационной для Ферри «Жизели» судьба подарила ей сотрудничество с целой россыпью выдающихся хореографов: с Джеромом Роббинсом, Твайлой Тарп, Роланом Пети, Агнес де Милль, Энтони Тюдором, Иржи Килианом, Уильямом Форсайтом, Джоном Ноймайером, Уэйном МакГрегором.
За кулисами
Первым мужем Алессандры Ферри был Маурисио Орбекки, нью-йоркский психоаналитик. Этот брак продлился 6 лет.

Второй супруг Алессандры — успешный фотохудожник, ее однофамилец Фабрицио Ферри. В этом браке родились две дочери — Матильда (в 1997 году) и Эмма (в 2002 году).

Через год после рождения Матильды Фабрицио Ферри снял Алессандру и своего друга, музыканта Стинга, в «индустриальном» клипе на Прелюдию из Первой виолончельной сюиты Баха. Премьерный показ короткометражного видеобалета состоялся на Венецианском кинофестивале, после чего пиратские копии клипа появились на всех видеоплатформах и до сих пор собирают сотни тысяч просмотров и восторженные комментарии.

В этой работе нет ничего лишнего: сдержанная цветовая палитра, удобные рабочие одежды, гениальная в своей простоте музыка Баха и рифмующаяся с ней хореография Хайна Шперли. Стинг исполняет строгое откровение великого композитора на акустической гитаре, Алессандра «переводит» эту музыку на лаконичный язык своего феноменального тела — сосредоточенно и безусильно кружит на пуантах в турах шенэ, чередует их с невысокими прыжками и «тающими» турами в арабеск и в аттитюд. Все это происходит в пространстве неизвестной нам мастерской: в качестве увертюры к этому мини-балету — гул люминесцентных ламп и глухие «металлические» удары. Под аккомпанемент этого производственного шума балерина Ферри и музыкант Стинг разминаются, проверяют свои рабочие инструменты (Ферри — пуанты, Стинг — гитару). Камера «скользит» по фигуре уникальной балерины с нескрываемым восхищением.
В этом видеофильме Ферри и Стинг не говорят друг другу ни слова. Но это только помогает им тонко чувствовать друг друга. Режиссер Фабрицио Ферри показывает в этом клипе виртуозное умение обоих артистов, этих прирожденных солистов и звезд, смиренно и увлеченно работать в дуэте.

Практически у каждой выдающейся балерины ХХ века остались для истории особенные видеозаписи, которые смогли уловить ее суть. Пожалуй, для Ферри одной из таких видеофиксаций стал клип со Стингом.
Неудавшаяся пенсия
Алессандра Ферри решила проститься со сценой, когда ей исполнилось 44 года. Причин было две: желание больше времени проводить со своими дочками и понимание, что уйти на пике своих физических сил — это красиво.
Первые полгода она наслаждалась балетной безработицей. А потом начало болеть тело, особенно ломило спину и все суставы. «Мне было так больно, что казалось: это выходит напряжение от работы, которую годами выполняло мое тело», — говорила Алессандра в интервью Салли Уильямс.

Стало понятно: телу нужно внимание. И разумные нагрузки. Пилатес, йога — вот, что помогало. А потом, когда прошло примерно три года после выхода на пенсию, Ферри снова начала делать балетный класс. «Это было похоже на возвращение к жизни», — признавалась она в том же интервью.

Все это время Алессандра жила не только на пенсионные накопления. Сразу после прощального спектакля в American Ballet Theatre в 2007 году она заняла должность директора танцевальной программы на фестивале dei Due Mondi в Сполето. Благодаря ее выбору на этом фестивале видели хореографические сочинения Пины Бауш, Уэйна МакГрегора, Кристофера Уилдона, Алексея Ратманского, Марка Морриса. Ферри возглавляла танцевальную секцию Festival dei Due Mondi до 2014 года.
Именно на фестивале в Сполето Ферри вышла на сцену после шестилетнего перерыва. Это было в 2013 году: в пьесе Джона Вайдмана «Пианино наверху», которую поставил Джорджио Феррара, Алессандра сыграла главную женскую роль. Сама поставила все хореографические сцены. Выбрала музыку (в спектакле звучали сочинения ее мужа Фабрицио Ферри, а также Арво Пярта, Джона Кейджа, Филипа Гласса). Главную мужскую роль в «Пианино…» сыграл Бойд Гейнс, многие могут знать этого актера по экранизации романа Донны Тартт «Щегол» (он играет мистера Барбура) и американскому сатирическому мини-сериалу о коронавирусе «Кусь» (роль Бойда Лейтхаузера).
Спектакль «Пианино наверху» рассказывал о паре, чей брак трещал по швам. Почти то же самое происходило в тот период в семье Алессандры и Фабрицио После фестивальных показов «Пианино наверху» супруги Ферри решили расстаться.

Развод с Фабрицио травмировал Алессандру. Она неоднократно потом рассказывала в различных интервью, что пережить боль расставания ей помогла работа.
Первым проектом свободной от брачных уз Алессандры стало участие в танцевальной постановке Марты Кларк Cheri по одноименному роману Колетт. Ферри играла в этом спектакле роль Леи; в нью-йоркском Signature Theater спектакль Cheri выдержал в 2015 году 100 представлений.

После одного из показов за кулисы к Алессандре зашел Уэйн МакГрегор. Он тогда был увлечен личностью и творчеством Вирджинии Вулф, хотел поставить балет в честь этой выдающейся женщины. Увидев в Cheri Алессандру Ферри, понял: эта взрослая, умная балерина может стать его Вирджинией. Кстати сказать, писательница была поклонницей балета: неоднократно посещала дягилевские «Сезоны», а в своих дневниках отмечала, что на технику и ритм ее текстов серьезно повлияла «Свадебка» Стравинского в хореографии Брониславы Нижинской.
Знаковые роли: Вирджиния Вулф
В околобалетных кругах любят пересказывать диалог, который якобы состоялся между МакГрегором и Ферри:
— Алессандра, будь моей Вирджинией!
— Уэйн, ты в курсе, сколько мне лет?
— Почти столько же, сколько было Вирджинии Вулф, когда она покончила с собой.
Сцена из спектакля "Woolf Works", хореография
Уэйна МакГрегора /waynemcgregor.com
Вулф было 59 лет, когда ее не стало. Ферри в момент диалога было 52 года, но реплика МакГрегора ее не обидела. Похоже, именно тогда она увидела в нем хореографа, который умеет ценить опыт, силу и особенную выразительность танцовщиков старшего возраста.

В основу трехактного балета МакГрегора Woolf Works на музыку Макса Рихтера легли произведения Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй», «Орландо» и «Волны», а также фрагменты ее писем, эссе, дневников и предсмертная записка.
«В свои 53 года Алессандра Ферри почти в точности соответствует возрасту главной героини Вулф, чью мерцающую игру эмоций она воплощает с завораживающей деликатностью и точностью», — писала после премьеры балета Джейн Шиллинг в The Telegraph.
В 2016 году балет Woolf Works получил Премию Лоуренса Оливье за победу в номинации «Лучшая новая танцевальная постановка», а исполнительница главной роли в этом балете, Алессандра Ферри, — вторую в своей карьере Премию Лоуренса Оливье («За выдающиеся достижения в танце»).
Последний раз Ферри танцевала Вирджинию Вулф 28 июня 2024 года на сцене Metropolitan Opera House. Культуролог Джоселин Новак писала : «Логика подсказывает, что это <…> ее последний танцевальный выход».
После Ферри продолжила работу с МакГрегором. Другую его постановку — Witness — уникальная балерина представила на пятом фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva в 2017 году. В дуэте с Германом Корнехо она выступила в рамках гала-концерта по случаю открытия фестиваля в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и на закрытии фестиваля на исторической сцене Мариинского театра в Петербурге.
«Танец сводит меня с ума или
сохраняет рассудок?"
В 2015 году Джон Ноймайер создал для Алессандры Ферри балет Duse (о жизни великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе). Ферри говорила в интервью журналу Pointe о Дузе: «Она была очень сложной, сильной и уязвимой женщиной и очень преданной своему искусству. Забавно: когда я говорю о ней, я говорю то же самое и о себе. Она чувствовала себя живой, когда была на сцене».
В июне 2021 года Ферри пополнила свой репертуар еще одной значимой ролью: Винни в балете Мориса Бежара «Изысканный час» (L’Heure Exquise) по мотивам пьесы Сэмюэля Беккета «О, прекрасные дни!».

Бежар поставил этот спектакль в 1998 году для Карлы Фраччи, Алессандра решила его восстановить. Ролью Винни она отмечала сорок лет своей сценической карьеры. Объясняла, кто такая ее Винни, так: «Старая балерина в поисках счастья и радостных мыслей. И это действительно личное. Это я и мои воспоминания, я и мой отказ от танца, я и публика. Что для меня танец? Танец сводит меня с ума или сохраняет рассудок?».
У этого спектакля уникальная декорация: огромная гора из 3 000 пар пуантов. Не новых: каждая пара была не раз использована в работе. Это не только пуанты Алессандры Ферри, ещё — танцовщиц Королевского балета Великобритании, Английского национального балета, театра Ла Скала и Гамбургского балета. Все эти четыре компании сразу откликнулись на просьбу Ферри помочь ей с пуантами для юбилейного спектакля.

«В каждой из этих туфель были надежды какой-то девушки, какой-то танцовщицы… У них был хороший день, или плохой день, или разочарование, или мечта. Так что все они рассказывают историю, и это действительно трогает меня. Я чувствую, что я не одинока, что все они со мной — жизни всех балерин», — говорила Алессандра.
Новая жизнь
Гигантский репертуар балерины Ферри включает хореографические тексты почти всех знаковых авторов конца ХХ и начала XXI веков. С ней сотрудничали лучшие в профессии, включая легендарного Рудольфа Нуреева. Ее балеринская судьба невольно подтверждает пословицу: птицы одного оперения собираются вместе.

Если продолжать орнитологические ассоциации, невозможно не прийти к очевидному: Ферри — редкая птица. Притягательной, пленительной красоты, миниатюрная и очень легкая. Тихая. У нее, всегда предельно сконцентрированной на траектории своего «текучего» полета, достаточно приветливого внимания и к полетам других.

То, что балерина или танцовщик мирового уровня переходят со временем на позицию руководителя балетной труппы, для театрального мира не редкость. Правда, в карьере знаменитых балерин такое происходит намного реже. Чаще всего харизматичные танцовщицы-пенсионерки становятся балетными педагогами, репетиторами, консультантами.
Если говорить о настоящем времени, без труда можно вспомнить лишь трех выдающихся балерин, ставших успешными менеджерами авторитетных балетных компаний: это Нино Ананиашвили, Тамара Рохо и Сьюзан Джаффе. Совсем скоро в этот список можно будет добавить и Алессандру Ферри.

Ровесница Ферри, разменявшая седьмой десяток Нино Ананиашвили, руководит главной балетной труппой Грузии (Тбилисский государственный театр оперы и балета имени Закария Палиашвили). Пятидесятилетняя Тамара Рохо успела поработать директором Английского национального балета, сейчас возглавляет Балет Сан-Франциско. Сьюзан Джаффе (ей 62 года, она на год старше Алессандры Ферри) руководила Театром балета Питтсбурга, сейчас — Американским театром балета.

Для полноты картины: был опыт управления большой труппой у Орели Дюпон, она возглавляла балет Парижской национальной оперы с 2016 по 2022 год. Алтынай Асылмуратова с большим успехом и нарастающим масштабом руководит балетной труппой государственного театра Казахстана «Астана Опера» и Казахской академией хореографии с 2015 года.
Что и кто ждет Алессандру Ферри в Вене? Интернациональная труппа из 102 танцовщиков, среди которых есть и представители российских балетных школ — Людмила Коновалова (выпускница Московской академии хореографии), Алексей Попов, Ольга Есина, Кетеван Папава (все — выпускники Академии русского балета имени Агриппины Вагановой).

У труппы Венского государственного балета две официальные сцены — Венская государственная опера и Народная опера Вены. Танцовщики, помимо спектаклей балетного репертуара, участвуют в хореографических эпизодах оперетт и оперных спектаклей, на Новогоднем концерте Венского филармонического оркестра и Оперном балу Венской государственной оперы.

Пожалуй, самый серьезный конкурент венского балета — оперные венские труппы. В среднем, каждый месяц афиша предлагает 20−25 опер, чуть меньше мюзиклов и оперетт и только 7−9 балетов. Среди балетов — спектакли Мариуса Петипа в редакциях Рудольфа Нуреева и Мартина Шлепфера, оригинальные сочинения Мартина Шлепфера, хиты Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта, Джона Ноймайера, Кристофера Уилдона, Ханса ван Манена. В этом сезоне, кроме сочинений признанных авторов, анонсируются хореографические дебюты Алессандры Корти, Луи Стинса и Мартина Ше. Любопытно еще и то, что уже не первый год каждую субботу педагоги и танцовщики Венского государственного балета проводят открытые классы для совместных занятий с любителями, но зрители на эти уроки не допускаются.

Будет ли вести открытые классы в Вене великая Ферри? Намерена ли сотрудничать с начинающими хореографами? Интересно ли ей хранить в репертуаре балеты классического наследия? Ставить спектакли самой?

Обо всем этом пока можно только гадать. Приветственное сообщение Алессандры Ферри, опубликованное на сайте Венской народной оперы сразу после новости о ее назначении на пост художественного руководителя Венского государственного балета, можно считать образцом дипломатической вежливости и витриной невнятных обещаний:
«Я с огромной радостью принимаю это назначение. Для меня большая честь вести эту прекрасную группу танцоров в будущее, делясь с ними обширными знаниями, которые я накопила за свою долгую и разнообразную карьеру по всему миру. Мне выпала честь быть музой для многих фантастических хореографов и делить сцену с потрясающими партнерами; теперь я глубоко предана идее делиться знаниями и мудростью, которые я приобрела с этой замечательной компанией. Я была связана с большим количеством компаний, но, как ни странно, у меня нет истории с Венским государственным балетом. Я пришла к выводу, что это плюс, поскольку это позволит мне прийти с открытостью и полной свободой ума. С чистым взглядом, свободной для создания новой, прочной связи. Я хочу быть вдохновляющим и вдохновленным лидером: вдохновляясь своим собственным путем и вдохновляясь путем этих прекрасных, талантливых танцоров».
Фотография на обложке — Николай Круссер. В материале использованы фотографии Ирины Григорьевой, Марка Олича, а также из открытых источников: ru.pinterest.com, kinopoisk.ru, teatro. it, newyorker.com, waynemcgregor.com