Программа собралась воедино в интересное время. Ноябрь 2020-го: первый театральный сезон после тотального локдауна, сильно ограниченное количество зрителей, зашкаливающие эмоции публики и артистов, от страха и злости до радости и светлой надежды на перемены к лучшему. Со сцены МАМТа звучит культовая фраза из балета «Тюль» Александра Экмана: Because we have to move on («Ведь надо двигаться дальше»). Фраза, в оригинале описывающая непреодолимое желание танцевать вопреки всем сложностям в профессии, осенью 2020-го звучит громче и ярче. В апреле 2022-го она становится еще пронзительнее, словно бы напутствием на будущее, как перефразированная мудрость «Делай, что должен, и будь, что будет».
Балет «Тюль» Александра Экмана и «Минус 16» Охада Наарина отпремьерили в сезоне 2017/2018 МАМТа, оба были гвоздями программы, закрывающими свой набор одноактников. Но вместе их собрали только в ноябре 2020, и вдруг выяснилось, что гвоздь программы может и закрывать, и открывать вечер. Между ними оказалась добротная европейская хореография Андрея Кайдановского, чей «Чай или кофе?» полюбился зрителям еще со времен первого проекта молодых хореографов «Точка пересечения» 2016 года.
Фактически это всё еще была универсальная формула успеха «Стасика» (пуантная неоклассика + перевалочный пункт в форме современного танца + хореографический разнос под качающую музыку), но доведенная до Абсолюта. Жёсткая самоирония и откровенный стёб сразу задавали настроение всему вечеру, в конце которого священная сцена превращалась в танцпол.
Спектакль, изначально задуманный Экманом как изнанка балетного искусства (громкий счет и дикий топот, разнашивание пуант, механическая отработка пантомимы, бессмысленное трюкачество, конкуренция солистов и амбиции кордебалета), в МАМТе трансформировался в парадную витрину труппы наподобие торжественной демонстрации в Парижской Опера. Оксана Кардаш или Жанна Губанова, Иван Михалев или Евгений Жуков, Сергей Мануйлов или Дмитрий Соболевский – при любом афишном раскладе и ведущие пары, и кордебалет на протяжении 4,5 лет доказывали невероятный уровень подготовки, качества, самоотдачи и юмора.
Фактически, Экман показал российскому зрителю, как балет, идущий от Людовика XIV (который, кстати, появляется на сцене), можно сделать современным, не нарушая при этом принципов архитектуры сюжета и танца. Пять основных позиций, классический костюм, балетная иерархия, па-де-де, сольные вариации, дивертисмент, апофеоз – здесь было все, что есть и в традиционном «Лебедином озере». Отсутствовало главное, что обычно отворачивает случайных театралов от сложного балетного искусства: снобизм. Артисты не боялись иронизировать над собой и позволяли зрителю делать то же самое. Юмор объединил людей по разные стороны оркестровой ямы, и очень хочется, чтобы труппа «Стасика», двигаясь дальше, не потеряла этот баланс.