Мне кажется, Килиан от неоклассического танца прошел путь к современному, пропустив через себя Марту Грэм, английскую школу, Мерса Каннингема, Матса Эка, трансформировал работу торса, рук. Нужно выделить его трансформацию, которая случилась после поездки в Новую Зеландию. Там хореограф работал с племенами, не меньше месяца, приехав из цивилизованного и технологичного мира Нидерландов в, фактически, первобытную среду. А ведь известно, что Килиан очень боится летать, и это был настоящий подвиг для него - такой долгий перелет!
Есть важный профессиональный вопрос: как хореографу почувствовать кризис, застой в творчестве? Где искать вдохновение и новые пути работы для себя? Для меня было открытием, что человек поставил себя в такие стрессовые условия, чтобы измениться. Поездка поменяла его отношение к жизни, к людям, к миру и к движению, конечно. Это путешествие сформировало его последующие работы. Его работа
Stamping Ground - «Ритуальный шаг» - или как еще его называют «Ритуальный след» - многое объясняет. В ней - безумное количество работы с ритмами, взаимодействие с музыкой, интересные акценты, ударные, инстинктивные движения - не в плане удовлетворения желаний, а в плане естественности общения между людьми с помощью тел и жестов.
Конечно, хореографически, работа
Stamping Ground не стала этнической, фольклорной, она - театральная. Но в 2000-х Килиана стали обвинять в том, что он собрал материал для хореографии в племени в Новой Зеландии, интерпретировал ее и заработал на ней. И тогда в Австралии одна из танцевальных компаний, которая занимается народными танцами Океании, заказала эту постановку Килиана. Ее поставили на танцовщиков с очень необычным опытом для современного танца, доказав, что это - прекрасная работа, полная и национальных традиций, важных элементов и наследия, и авторского стиля и труда. Килиана, который был расстроен обвинениями и некорректной критикой, это очень поддержало.
Сейчас, оглядываясь на прошлое, я тоже понимаю - свою стилистику буквально начинаешь чувствовать, когда находишь. Она прорывается сама, как сила, которую невозможно сдержать. Чувствуешь это и при просмотре работ других мастеров - Хофеша Шехтера, Шарон Эяль, Охада Наарина. Работа хореографа, нашедшего свой язык - становится откровением.