Публикации On air
Кати Каллио: Думаю, что язык тела в фильме был там с тех пор, как изобрели плёнку и камеру
интервью
Кати Каллио
танцовщица, режиссер, куратор
Кати Калио хорошо известна российским любителям кинотанца: её фильмы, да и она сама не раз становилась участником различных проектов в этой сфере. Однако размышления Кати будут интересны не только хореографам, режиссерам и телесным практикам, но также широкому кругу художников.
— Кати, было бы очень полезно, если бы Вы поделились своим мнением, как режиссер, куратор, педагог и исследователь в сфере кинотанца. Какое определение этого явления вам ближе и что означает корень «танец» в этом слове?
— Кинотанец — это форма искусства, сочетающая в себе танец и кино. Когда я говорю «танец», я имею в виду не только танцевальные партии для танцовщиков, что приближено к общепринятым представлениями о танце. В основном это то, что связано с невербальным. Хороший способ подумать об этом — задуматься над тем, что такое хореография. Для меня это — движение в пространстве в определённом ритме. Иногда хореографию можно увидеть и в фильме, где нет ни тел, ни людей, совершающих эти ритмичные движения в пространстве. Документация или видеозапись танца или перформанса не является кинотанцем. В кинотанце физическое движение и киноязык сочетаются таким образом, что это является самостоятельной художественной работой, которая не может существовать на сцене.
каждый раз, когда мы проводим семинар по письму, нам нужно двигаться, прежде чем писать. Это направляет нас в слово.
— С 2008 года вы занимаетесь исследованием того, как можно сочетать кино и танец, расскажите об особенностях процесса создания танцевального фильма с точки зрения режиссёра.

В данный момент я как раз исследую новые методы для себя. Меня интересует, как можно запускать этот процесс. Подходы могут быть разными, идеи также исходят из различных источников. Однажды мы сделали проект вместе с танцовщицей Элли Исокоски в доме престарелых. Мы начали с танца, движения и интервью с людьми. Так пришли некоторые идеи. Это один из способов работы: что-то вроде семинара, где мы пытаемся найти, есть ли у нас общие интересы, над которыми мы могли бы работать. Этот подход я применяла много раз во время работы над серией фильмов под названием «В поисках потока». На данный момент в ней восемь фильмов, снятых в разных странах, в том числе и в России.

Если это сотрудничество с танцхудожником, в ходе которого мы ищем разные идеи, которые нам интересны, есть несколько вариантов работы. Это может быть адаптация: как на основе перформанса, который длится тридцать минут, снять пятиминутный фильм. Другой случай, когда есть история или идея для истории, вовлекающая соавторов в процесс написания сценария. На самом деле то, что зафиксировано на письме - это важный инструмент для меня, потому что мне нужно передавать и обсуждать замыслы с моей командой и спонсорами. Мне всегда нужен какой-то сценарий, которому я следую во время съёмок. Часть написания сценария также проходит в студии: когда мы хотим использовать конкретный вид съёмок, но нам нужно проверить, сработает ли он. Недавно мы обнаружили, что каждый раз, когда мы проводим семинар по письму, нам нужно двигаться, прежде чем писать. Это направляет нас в слово. Обычно мы импровизируем или делаем практику аутентичного движения в течение одного часа. Это своего рода открытие тела и каналов для концентрации внимания, некоторое время наедине с собой, для того, чтобы мы могли начать писать и обсуждать написанное.

— Когда в кинотанце необходим вербальный текст?
Когда нет возможности показать то, что ты хочешь донести, или воплотить в движении и звуке.

— Какова роль движения тела?

Движение тела вовлекает в фильм. Таким образом затрагиваются эмоции. Это быстрое сообщение, подобно звукам.


— Какова роль камеры?

Есть огромное количество способов изобразить одно и то же событие. Это делает камеру тем, что дает зрителям рамку для восприятия.


— Какова роль света и цвета?

Свет, цвета и формы фокусируют взгляд зрителя, а также могут передавать эмоции.


— Какие трансформации происходят в процессе создания кинотанца?

Существует много разных шагов, и на каждом из них может происходить трансформация. Например, трансформация идеи движущегося тела в движущееся тело. Наконец, в процессе монтажа хореография многократно меняется из-за поиска правильного ритма для фильма.
Соединяясь с киноязыком, танец может путешествовать и находить зрителей, несмотря на границы и расстояния. Когда виртуальная реальность станет более доступной для людей, появится ещё одна возможность для танца.

—  Кати, у вас богатый опыт работы куратором фестиваля кинотанца, кроме того, вы часто путешествуете, представляя на фестивалях собственные фильмы, проводите мастер-классы. Актуально ли это явление в настоящее время и почему?
Передать эмоцию — это всегда было ключевой идеей фильма, не только в кинотанце. Это также актуально и в сегодняшнем дне, и в будущем.

Думаю, что язык тела в фильме был там с тех пор, как изобрели плёнку и камеру, и я не вижу причин, почему он может исчезнуть. Кинотанец — это способ рассказывать истории. В этом всегда есть потребность, особенно сегодня, когда не так просто путешествовать — таким образом мы все еще можем контактировать с разными культурами. Танец как форма невербальных практик является очень важной частью культуры в разных странах, поэтому я хочу верить, что у этого вида искусства есть будущее. Соединяясь с киноязыком, танец может путешествовать и находить зрителей, несмотря на границы и расстояния. Когда виртуальная реальность станет более доступной для людей, появится ещё одна возможность для танца.
— Нужны ли зрителю кинотанца особые навыки, подготовка или инструкции?
У меня есть танцевальный опыт, поэтому я люблю наблюдать за движением, и мне не странно видеть, как кто-то танцует. Я не боюсь чего-то не знать. Обычно мне не нужно пытаться найти ответы. Но, если мы говорим о фильме, у меня есть замечание. Я куратор фестиваля. Сколько раз я задавалась вопросом: зачем мне нужно было смотреть этот танцевальный фильм? Это вопрос, который я задаю своим ученикам: зачем людям нужно смотреть этот фильм? Почему важно это сделать? Потому что речь идет о коммуникации: автор всегда что-то сообщает, и, к сожалению, в случае с танцевальными фильмами, это не всегда понятно. Теперь, когда я сама делаю работы, я осознаю, сколько раз мне нужно принимать решение: во время выбора локаций, цветов, как мы будем снимать, в какой одежде, какие движения будем использовать… Есть множество разных решений, поэтому всегда интересно смотреть фильмы с этой точки зрения. Со мной случается, что я смотрю такими глазами, но часто мне просто хочется пережить фильм.


— Если кинотанец — это способ коммуникации, каким образом можно получать обратную связь от зрителей?

Как куратор, я стараюсь проводить обсуждения после показов, даже если вокруг нет режиссёров. Потому что эти двери не всегда открываются заранее. Я забочусь о зрителях: как они восприняли, что им было интересно, потому что я также хочу получить обратную связь как куратор. Я думаю, что это полезно и для кинематографистов, если они могут выйти к экрану. Публика всё время испытывает разные чувства, и поэтому получение обратной связи — это очень важный путь. Если вы никогда не встречались с аудиторией и не получали отзывов, значит, у вас никогда не было возможности проверить эту связь со зрителем.
Впервые опубликовано в: Кривошея В. С. Интервью с Кати Каллио 10.09.2022
// Художественные практики современного танца. Реальное и виртуальное: Сборник статей / Составитель и научный редактор Л. А. Меньшиков. — Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2023. — С. 56−59.