Идейная сторона: говорить о проблеме телом
У признания Overtime спектаклем (точнее, конечно, объектом или актом) современного танца есть еще одна логика. Контемпорари дэнс имеет очень широкие границы. Десятки сформировавшихся и описанных техник, личных стилей, постоянно возникающие миксы и новые направления. Современный танец внутри себя максимально неоднороден и непохож. Если попытаться найти общий знаменатель всего, что существует сегодня и тем более в исторической перспективе, можно прийти к выводу, что, пожалуй, единственное, что объединяет многие работы, — желание «говорить» о проблемах при помощи тела. И делать это единственно возможным для тела способом. Если движение может «сообщить» что-то, что не формулируется словами, но понятно передается, это и будет современный танец.
В этом смысле «Overtime» отвечает всем пунктам. Огромный перформанс о феномене постоянных перегрузок на работе и бессмысленности труда сделан лаконично. Основное средство передачи информации — как раз тело. 16 с половиной часов (в идеале) зрители наблюдают, как двое участников, сами Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, выносят нагрузку от ходьбы и тяжестей. Бесконечное монотонное перемещение по кругу с катками в руках превращается для внешних наблюдателей в хронику постепенно устающего, теряющего силы тела. В «Overtime» событиями становятся едва заметные жесты: Ангелина запрокинула голову потому, что ей слишком тяжело тащить 25 килограмм, сменила положение руки, больше перенесла вес катка на бедра и колени, начала идти на полусогнутых, Родион смотрит на часы, внезапно замедляется и тормозит — что-то сбилось. Это кажется незначительным — но внутри перформанса то, как участники по-разному устают, даже то, каким жестом они двигают каток, становится важным. Это превращается в партитуру: как тихая музыка, только для тела. То, как перформеры двигаются, вскрывает поднятую ими проблему. Мы сами можем считать, что 12-, 14-, 16-, да хоть 24-часовой рабочий день это нормально и выносимо. Но наши тела «думают» иначе и четко это индексируют.
Материал подготовила Тата Боева