Публикации On air

31 марта не стало Патрика Демаршелье. Фотограф, названный легендой при жизни, никогда специально не учившийся профессии, своим подходом и видением он изменил мир фэшн-фотографии. Каждый его кадр - это искусство, сохранившее такие живые и искренние портреты супермоделей, музыкантов, актеров и балетных артистов.
Часто вспоминают фразу Демаршелье о методе своей работы. «Главное - добиться эффекта внезапности, спонтанности, кадр должен получиться "случайно", а что скрывается за этой случайностью, не должен знать никто...». В этом особенность почерка мастера. В каждом снимке, будь то разворот глянцевого журнала или же серия черно-белых портретов, передана внутренняя красота человека. Несмотря на постановочность кадра всегда искренние улыбки, естественные позы, светящиеся лица. В объективе фотографа были совсем юные Кейт Мосс и Наоми Кемпбелл, Мадонна и Бьенсе, Леонардо Ди Каприо и Джонни Депп, Николь Кидман и Кира Найтли.

Именно Демаршелье принцесса Диана доверила сделать свои очень личные, не церемониальные портреты. И они вошли в историю, навсегда сохранив образ Lady D, не выверенный по протоколу, а настоящий, с ее неуловимой красотой «королевы людских сердец».

Создавая работы для главных глянцевых журналов от Harper's Bazaar, Vogue, ELLE и до Rolling Stone, Демаршелье в каждой фотосессии следовал своему основному правилу: никогда не воспринимать модель как картинку. Личность, и то, что за ней стоит, были важнее и во время съемки и общения, и в получившихся снимках. Про Демаршелье говорят, что он мог найти подход к каждому: от самой капризной актрисы до самого закрытого режиссера. Он всегда работал быстро, потому что, по собственному признанию, сразу знал, чего хочет от кадра.
Особое место в творчестве Демаршелье занял балет. В 2011 году он сделал серию портретов Дианы Вишнёвой для журнала Vogue. До этого фотограф никогда не работал с балетными артистами. Фотосессия стала знаковой для балерины и вошла в историю фэшн-фотографии. После встречи с Дианой Демаршелье проникся искусством балета.

«Мне нравятся люди, которые свободны в самовыражении. Фотография - это искусство случайности. И балет тоже. Модель может повторить позу, па балерины всегда уникальны. Движение встречается с чувством - как случайное мгновение встречается с эмульсией на фотопленке. Так рождается искусство», - Патрик Демаршелье.

Спустя время он пригласил Диану и Марсело Гомеса в свою студию для новой фотосессии. Демаршелье хотел сделать ее для себя. Получилась серия черно-белых снимков. На артистах репетиционная одежда, в кадре - скульптурность движения, концентрация и ничего лишнего. Демаршелье удалось передать ощущение, когда пространство между объективом фотоаппарата и танцовщиками исчезает. Остаются их чувства, пластика, гармония, доверие друг к другу и внутренний монолог.
«Я участвовала во многих съёмках с прекрасными фотографами, но ничего лучшего и похожего на то, что сотворил Патрик, пожалуй, не было.
Досконально не разбираясь в балете и не имея опыта съёмок классических балерин, он сразу, с первого кадра, ловил идеальный момент! Это было невероятно, меня это поразило. Фотосессия длилась не больше 15 минут. Легко, словно играя, он создал по-настоящему исторические кадры. Работая с Патриком, не возникало необходимости ни в повторе кадра, ни в ретуши.
Помню его французский шарм в общении, он обволакивал и создавал абсолютный комфорт на площадке. И его французский акцент в английской речи, из-за которого, правда, порой было трудно понять, о чем он говорит. Но для понимания друг друга нам не нужны были слова.

Позже я пригласила Демаршелье на мое выступление в «Онегине» Джона Кранко на сцене Метрополитен опера. Кажется, он впервые был на балете. Потом он очень захотел приехать в Россию, увидеть и по-настоящему понять русский балет.
Я счастлива, что на пике моей карьеры мы встретились с Патриком несколько раз. Демаршелье подарил мне работы с первой фотосессии, а я же посчитала самым верным передать их в дар моей школе, Академии Вагановой
», - Диана Вишнёва

История переросла в выставку «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье» в Москве и Петербурге. Спустя время Демаршелье сделал серию съемок в Академии Вагановой и Мариинском театре для журнала Vogue. На кадрах - начинающие танцовщицы и балерины театра. И вновь фотографу удается передать не только красоту движения и поз, эфемерность жестов и взглядов, но и внутренний мир артистов.

Черно-белые фотографии, сделанные в Мариинском театре, в виде серии «Любимые па Патрика» вышли в октябрьском номере журнала Vogue (2012). Через два года фотограф вновь обращается к балету и вновь для Vogue. Проект «В танце» объединил мировых звезд: Диану Вишнёву, Дезмонда Ричардсона, Полину Семионову, Марию Кочеткову, Марсело Гомеса, Гийома Коте, Германа Корнехо, Ивана Васильева.
«Мне нравится фотографировать именно людей, а не образы...талант сам по себе - вот то, что мне нравится запечатлевать на снимках», — как-то в одном из интервью сказал Демаршелье.
Талант гения Патрика Демаршелье навсегда сохранен в его работах.

Материал подготовили:
Ксения Тимошкина, Валентина Филиппенко