Публикации On air

Диалоги о Stabat Mater - это эксперимент

Художница новейшего Ренессанса, Лера Ауэрбах - широко известный композитор, дирижер и пианистка, автор более 120 музыкальных произведений: опер, балетов, оркестровой и камерной музыки. Выставляющийся художник, скульптор, арт-фотограф и издаваемый писатель. Все ее работы связаны между собой как часть единого и всеобъемлющего художественного мировоззрения.

Лера родилась в Челябинске, в семье преподавателя университета и пианистки, мама была первым учителем будущего композитора. Затем Борис Михайлович Белицкий, директор Челябинского музыкального училища, стал педагогом и наставником юного музыканта.
Лера начала сочинять музыку в раннем возрасте. В 12 лет написала детскую оперу - стихотворное либретто и музыку - продолжение сказки о Снегурочке. По задумке Снегурочка не погибала в конце истории, а возрождалась благодаря песням, которым должен был вторить зрительный зал. Интерактивная опера была поставлена сначала в театре в Челябинске, а затем и в других городах, в том числе в театре Натальи Сац в Москве.
В 17 лет, в рамках культурного обмена программы «Новые имена», уехала с гастрольным туром в Америку как пианистка. Ауэрбах была в числе первых участников этой программы. В Нью-Йорке она попала на прослушивание в Manhattan School of Music и получила предложение остаться в школе. После обучения в одном из ведущих музыкальных учебных заведений Америки, Лера закончила Джульярдскую школу и аспирантуру в Ганновере. А затем стала регулярно выступать как концертирующая пианистка на крупнейших мировых музыкальных площадках, в том числе в Карнеги-холл, токийской «Опера-Сити», Большом зале Московской консерватории, Центре Линкольна в Нью-Йорке, Геркулес-зал в Мюнхене, Концертном зале в Осло, Чикагском симфоническом зале и Центре Кеннеди в Вашингтоне.
Сегодня балеты и оперы Леры Ауэрбах исполняются в театрах Гамбурга, Амстердама, Копенгагена, Берлина, Сан-Франциско, Мюнхена, Вены, Токио, Торонто, Пекина, Москвы и Нью-Йорка.
Сочинения Леры Ауэрбах удостоены множества наград, среди них - Премия Хиндемита, «Золотая Маска», стипендия Сороса, приз Немецкого радио, приз ЕСНО Klassik и другие.

Отдельная линия в творческом пути Леры - история сотворчества с выдающимся скрипачом Гидоном Кремером и хореографом Джоном Ноймайером. Для последнего Ауэрбах написала балеты «Русалочка» и «Татьяна». Оба спектакля шли в музыкальном театре Станиславского в Москве в течение нескольких сезонов.
В России и США вышло 4 книги ее стихов и прозы. Ее стихотворения включены в международные антологии поэзии и в хрестоматию для учащихся российских школ.


Большая часть жизни Ауэрбах связана с США и Германией, но ее сложно назвать эмигранткой, ведь у нее никогда не было цели уехать из России. Она - настоящий гражданин мира, идущий по своему пути художника и творца.
Судьба Леры Ауэрбах кажется невероятной. По собственному выражению, многое в ее жизни происходило «по стечению обстоятельств» и везению на судьбоносные встречи. Разносторонность композитора, исполнителя, писателя и художника поражает. В одном из интервью Лера признается: «Я пыталась остановиться на чем-то одном. Но каждый раз, когда я сознательно хотела поставить себя в рамки одного занятия, та часть, на которой я концентрировалась, начинала страдать. Я делала не больше и лучше, а меньше и хуже… Возникала депрессия, ощущение внутреннего упадка...в какой-то момент поняла, — мне просто нужно делать то, что подсказывает интуиция».

18 декабря в театре Нюрнберга состоится премьера спектакля «Мария» Гойо Монтеро, поставленного на музыку Леры Ауэрбах «Диалоги на Stabat Mater».
Приводим рассказ композитора о том, как родилась идея спектакля, что заложено в партитуру «Диалогов на Stabat Mater» и о прочтении образа Марии Магдалины:
«Некоторые работы имеют параллельные жизни. В 2006 году фестиваль Musikfest в Бремене и Люцерне поручил мне написать произведение для Гидона Кремера и Kremerata Baltica. Как только я начала его сочинять, уже тогда я знала, что однажды оно переродится в театральное произведение. Вот только не знала как и когда.
Я думала о Марии, Скорбящей Матери и о другой Марии - таинственной, той, которая оставалась в тени. Два очертания слились воедино, смешивая свои голоса в бесконечном диалоге, где один голос перекликается с другим.
14 мая 2019 года я встретилась с Дианой за ужином в Нью- Йорке после совместного посещения художественной выставки Jean-Michele Basquiat.
Я знаю Диану много лет. В своё время я написала музыку для балета «Татьяна» (по «Евгению Онегину» Пушкина) в постановке Джона Ноймайера с мыслями о Диане. Она много раз танцевала балет с момента его создания. Ранее, в том же году Диана была у меня в гостях во Флориде и мы тогда говорили о нашем будущем сотрудничестве. В тот весенний день, в 2019 году, в нижней части Манхэттена, мы с моим мужем Рафаэлем рассказали Диане о моей идее балета «Мария» на музыку «Диалоги на Stabat Mater». Мы говорили о разных способах воплотить балет «Мария» в реальность и о том, кто может стать идеальным хореографом, чтобы создать его на сцене. Мы обе воскликнули одновременно: «Гойо Монтеро!» и позвонили Гойо прямо из этого нью-йоркского ресторана. И он сразу сказал: «Да!»
Диалоги о Stabat Mater - это эксперимент. Я хотела создать кадр, диалог, взгляд из нашего времени на ту же тему, что и знаменитый шедевр Перголези. И основывать этот диалог не столько на различиях культурной и гармонической эстетики между 18 и 21 веками, сколько на их сходстве, что гораздо сложнее.
Образ скорбящей матери универсален, как и боль, хотя ее выражения могут варьироваться в зависимости от культурного или религиозного происхождения.
Диалог может происходить на разных уровнях. Диалог между разными временами, началом и концом, музыкантом и публикой, соли и тутти, одиночеством и пониманием. Может быть, все-таки не так уж велика разница между вокалом и чисто инструментальным, сакральным языком и просторечием, монологом и диалогом? Любая молитва - это диалог, даже если адресат может отсутствовать.
К кому я это обращаю...»
Лера Ауэрбах
Интервью