4.
После «Раймонды» Вихарев и Гершензон отказались от новых реконструкций: ни одна театральная идея не выдерживает двадцатилетней эксплуатации.
В 2014 году руководитель Урал Балета Слава Самодуров заказал постановку «Тщетной предосторожности». Нотации «Тщетной» неполны. Исторического оформления нет — спектакль шел в сборных декорациях. Балет сравнительно короток, и раньше к нему добавляли комическую пьесу или акт из другого балета. Был предпринят радикальный ход: шедший в екатеринбургском репертуаре «Урок танца» из «Консерватории» Бурнонвиля стал прологом, его же па-де-де из «Ярмарки в Брюгге» герои танцуют во втором акте. Для оформления были разъяты на части полотна Ван Гога: в 1885 году, когда Петипа и Лев Иванов возобновляли в Петербурге «Тщетную предосторожность», Ван Гог рисовал стога в Арле. Так со старинными балетами в России еще не работали. Закономерно, что
спектакль появился не в бывшем Императорском, а в далеком от столиц городском театре, за которым нет великой истории с великими именами — ничей дом или общий дом, живущий новыми работами.
Этот путь в Екатеринбурге продолжила
«Пахита». Вихарев успел только начать постановку, показав артистам ансамбли первого акта. Спектакль посвящен его памяти.
Большинство спектаклей Вихарева исчезло. «Спящая» не была снята для трансляций, отойдя в область балетоманских легенд и
пиратских съемок; ее возобновляют раз в несколько лет по случаю. «Баядерка» и «Пробуждение Флоры» быстро ушли из репертуара «дома Петипа». Расшифровки лекций о «Спящей» и «Баядерке», которые Вихарев читал в Японии, долго оставались в сети, но тоже недавно исчезли. В один из дней исчез он сам. Лучшее, что теперь можно сделать — поехать в Урал Оперу на «Тщетную предосторожность» или в Большой на «Коппелию». Или открыть запись
«Раймонды» — с тайным страхом, что посреди очередной вариации героиня остановится, покажет в объектив язык, и в эту секунду запись удалится.
«Невозможно бесконечно делать реставрации и реконструкции. Это кустарное производство, не поток, это не должно быть основной линией в репертуаре — только одной из красок, чтобы можно было увидеть разные стили. Сегодняшний зритель хочет широкого взгляда на искусство балета». Сергей Вихарев был одним из немногих, кто поддержал новое поколение постановщиков, работающих с классическим танцем. В годы руководства Новосибирским балетом предоставил сцену Алексею Мирошниченко и Кириллу Симонову. Когда в Мариинском открылась «Мастерская молодых хореографов», отметил среди участников Максима Петрова, об одной из первых работ сказал ему: «Теперь нужно добавить трáвы». Наверное, он знал набор секретных специй. Его спектакли позволяют отчасти понять, почему балетные рецензенты позапрошлого века так часто писали о пикантности и остроте.
Богдан Королёк, помощник руководителя балета и редактор изданий Урал Оперы