— Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом: как передать эмоцию в кинотанце, какими средствами? По какому принципу выстроена работа с командой, есть ли какие-то стратегии съёмки?
— Очень часто то, что работает на сцене или перед твоими глазами, не работает в кадре. Приходится придумывать, как передать эмоцию через кадр. Есть штампы, которые не работают, которые не несут эмоционального заряда. Поэтому ты всегда изобретаешь новое, пропуская идеи через фильтр насмотренности. Во времена тик-тока чувствительность к физическому движению в кадре снижается. Кинотанец — средство, а не самоцель. Важно, чтобы это было кино — в итоге должна получиться история. Если ты снимаешь кинотанец как танцевальную постановку, из этого материала нельзя смонтировать кино. Я хочу следовать за героем или показать его сверху, какой он маленький… или как взлетают руки в момент экстатической пляски… В этом процессе самое важное — выбор точки зрения. Выбор происходит совместно с оператором и хореографом. В действительности, единственное, что имеет ценность — точка зрения на историю.
Потому что люди по-разному переживают опыт. Интересно было бы взять одну постановку и предложить разным режиссёрам или съёмочным командам сделать на этой основе фильмы, чтобы посмотреть, как это работает.
Нужно определиться, кто главный. В команде есть лидирующий персонаж, за кем последнее слово в обостренной ситуации. Режиссёр всегда будет отвечать за то, что в кадре. Всегда есть договор, и есть инициативы. Я расстраиваюсь, если оператор, хореограф или художник не проявляют инициативы. Есть совместные обсуждения — режиссёру всё равно нужен чужой опыт. Общее создается командой, где каждый приносит что-то своё. Только тогда получается полноценная многогранная история. Но кто-то должен принимать решения, и мне кажется, это должен быть режиссёр, потому что, в конечном счёте, он в ответе за фильм. Право последнего слова не отменяет обсуждений и полноценного участия всех членов команды. Потому что хорошее кино создается теми людьми, которые включены в процесс.