Артисты: вопрос к системе
Решения жюри фестиваля-2022 в артистических номинациях хочется назвать как минимум осторожными. «Золотые Маски» для Оксаны Кардаш и Владислава Лантратова, не первые в их карьере, выглядят, с одной стороны, заслуженными, с другой, предсказуемыми. Оксана Кардаш — дивная, нежно любимая многими солистка Муз. театра Станиславского, которая находится в расцвете и умеет совмещать и блестящие технические навыки в «наследии» и его редакциях (что жюри подтвердило в прошлом году, наградив Оксану за темпераментную, зрелую Китри в «Дон Кихоте» Рудольфа Нуреева). В этот раз она получила награду за сольную партию в Autodance Шарон Эяль (МАМТ). Хочется надеяться, что жюри оценило именно умение Оксаны присутствовать на сцене даже в «ровном», нарочито анонимном ансамбле этой постановки, то, как Оксана уверенно и при том мягко, ненавязчиво направляет других танцовщиц на протяжении спектакля, работая, по сути, корифейкой, а не балериной, то, как она выделяется из «толпы», чтобы провести финальное соло, — а не выбрали по принципу «кто здесь самый понятный».
Награда премьера Большого театра Владислава Лантратова выглядит так же. Тригорин в «Чайке» Юрия Посохова, безусловно, «его» образ. Их дуэт с Екатериной Крысановой — превращает чеховский сюжет в историю о взрослых, умных, блестящих людях, которые пытаются понять, что хочет от них «молодежь» — и среди других составов «Чайки» этот действительно был наиболее «станцованным», сформулированным и целостным.
Однако обе награды оставляют ощущение, что разделение номинаций для артистов на «лучшую женскую/мужскую роль в балете» и такую же пару в современном танце все более необходимо. Безусловно, я не видела все конкурсные показы и не хотела бы предполагать, что выбор в пользу Кардаш и Лантратова, замечательных, профессиональных балетных артистов в хороших партиях, был чем-то, кроме честного решения. Однако их «соседи» по категориям, пришедшие из современного танца, не менее профессиональны в своей сфере, — и то, что людям с небалетной подготовкой, инструментарием, языком движения не удалось в глазах жюри «переспорить» классических танцовщиков, выглядит как баг самой системы номинаций.