Авторские проекты | Спецпроекты | Книги | Фильмы
ПОДДЕРЖАТЬ ФОНД
Биография
Репертуар
Выступления
АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ
Sleza
Одноактный балет создан для Дианы Вишнёвой, прима-балерины Мариинского театра творческим дуэтом хореографов Соль Леон и Полом Лайтфутом.
Мировая премьера: 25, 26 мая 2024 года, Астана Балет, Казахстан
Соль Леон и Пол Лайтфут признаны во всем мире как творческий дуэт, на протяжении 35 успешных лет связанный с Нидерландским театром танца (NDT) и его становлением как важного центра притяжения и развития современного танца.
Первый опыт совместной работы хореографов и Дианы Вишнёвой состоялся в 2011 году, когда балерина исполнила их постановку «Объект перемен» в рамках своей сольной программы «Диалоги». Спустя 10 лет по инициативе Diana Vishneva Foundation Соль Леон и Пол Лайтфут начали создавать спектакль специально для балерины. Проект собрал уникальных художников разных школ и стилей, миропониманий и опыта. В постановку были приглашены артисты, с которыми связан период работы Лайтфута и Леон в NDT: Хорхе Нозаль, Роджер ван дер Пол, Стефан Жеромски. В спектакле танцовщики предстают как в образах реальных людей, связанных с судьбой Дианы Вишнёвой, так и аллегориях чувств и эмоций, Жизни и Смерти.

Жизненный опыт и личные переживания хореографов и солистки легли в основу балета. Не имея строгой нарративности, он развивается вокруг общечеловеческих тем: любовь в самых разных ее проявлениях — материнская и отцовская, супружеская, страсть к жизни и профессии, любовь духовная. Трансформация девушки, которая проходит этапы взросления, становится женой и матерью. Встреча со смертью близкого человека и то, как она навсегда меняет нашу жизнь.
«Наш спектакль затрагивает те темы и эмоции, что переживает каждый человек на протяжении своей жизни. Отсюда и возникло название Sleza, как выражение высшей степени чувств, глубокого и сокровенного. Оно многозначно. Слеза может быть проявлением как радости, так и горя, очищением и освобождением внутренней эмоции и сильного переживания. В интерпретации наших художников-хореографов одна слеза – это еще не плач, но высвобождающаяся эмоция.
Для меня наш балет имеет особенное значение: с Соль и Полом мы знакомы давно и мечтали создать что-то вместе. И вот этот момент настал. Всю нашу боль и радость, жизненный опыт, успехи и разочарования мы исповедально раскрываем на сцене. Важную роль играют и мои партнёры — прекрасные, зрелые, наполненные внутреннее артисты, которые тоже рассказывают свою историю.
Это невероятный опыт как художественно, так и личностно. Возможно, наша постановка будет иметь терапевтический эффект и поможет зрителям пережить собственные сложности и найти ответы на вопросы», — поделилась Диана Вишнёва.
Дизайн декораций создан Соль Леон и Полом Лайтфутом. Концепция видеопроекций в спектакле также разработана хореографами, а за ее реализацию отвечает режиссер Томми Паскаль. Он известен своей работой с Парижской оперой, NDT, Театром де ла Виль, Национальный театром Шайо, Лионской оперой и др
Мировая премьера 22, 23 октября и 12 ноября 2011 года на сцене Мариинского театра

Гастроли проекта состоялись в ноябре 2011 года в Москве и в марте 2012 года в Нью-Йорке


"Диана Вишнёва. Диалоги" (2011) стал вторым по счёту международным авторским проектом, созданным специально для балерины. Это совместная работа Фонда Дианы Вишнёвой и Мариинского театра при содействии американской компании Ардани Артистс. Проект получил две национальные театральные премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль».

В проект вошли спектакли "Лабиринт", "Диалог" и "Объект перемен", поставленные четырьмя хореографами разных поколений, чьи стили представляют разные направления развития хореографии на протяжении последних 70 лет. В этом и кроется разгадка названия программы: диалоги хореографов разных поколений, диалоги жанров, диалоги со временем, наконец, диалоги балерины.

Программа открывается спектаклем "Лабиринт" (1947) в постановке Марты Грэм на музыку Джано Карло Менотти. Грэм — легенда современной хореографии, одна из основоположниц танца модерн, внесшая огромный вклад в культуру и развитие танца 20 века. Диана Вишнёва стала первой русской классической балериной, исполнившей хореографию Марты Грэм. В России зрители также впервые вживую увидели хореографию великой Грэм, ведь до этого ни сама хореограф, ни ее труппа не были в нашей стране.

«Диалог» (2011) — одноактный балет в постановке Джона Ноймайера. Музыка Фредерика Момпу "Вариации на темы Шопена". Это психологически трепетная история любви с постоянными размолвками и примирениями, которую хореограф поставил специально для Дианы Вишнёвой. Название спектакля легло в основу всей программы балерины.

"Объект перемен" (2003) хореографии Пола Лайтфут и Соль Леон. Музыка Франца Шуберта «Смерть и девушка» (часть II. Andante con moto) в переложении для камерного оркестра Густава Малера. Знаменитый дуэт хореографов Лайтфут-Леон также стал открытием для российского зрителя.

Англичанин Пол Лайтфут и испанка Соль Леон с 2002 по 2020 гг. являлись штатными хореографами Нидерландского театра танца (NDT), одного из сильнейших театров современной хореографии (Пол Лайтфут с 2011 по 2020 гг являлся художественным руководителем театра). Наследники великого Иржи Килиана, много лет возглавлявшего NDT, Лайтфут-Леон создали для театра полсотни работ. Среди них — спектакль «Объект перемен», который был выбран хореографами для Дианы Вишнёвой. Партнером балерины выступил солист балета Большого театра Андрея Меркурьева, а также артисты балета Мариинского театра. Таким образом впервые в истории NDT русские классические артисты исполнили хореографию из репертуара театра.
«Диана Вишнёва: Красота в движении» (2008) стала первой сольной программой, созданной совместно с продюсерской компанией «Ардани Артистс», специально для Дианы Вишнёвой лучшими зарубежным и российскими хореографами. В программу вошла работа Алексея Ратманского «Лунный Пьеро», поставленная на одноимённый вокальный цикл Арнольда Шенберга. Мозес Пендлтон создал спектакль F.L.O.W. (For Love of Women) – «Из любви к женщине»— состоящий их трех частей: "Лебединые сны", "Зеркальное пробуждение" и "Водный цветок" на композиции современных вокальных групп и этномузыку. Дуайт Роден поставил «Повороты любви», в которых одним из партнеров Дианы стал уникальный танцовщик, владеющий различными техниками танца, Дезмонд Ричардсон. Инициатором и продюсером проекта стал президент компании «Ardani Artists» Сергей Данилян.

Балетная критика оценила проект как уникальный. Программа была удостоена национальной театральной премии «Золотая маска» (2009) сразу в трех номинациях: «Лучший балетный спектакль», «Лучшая женская роль в балете» и «Приз критики».
Диана Вишнёва: Красота в движении
Диалоги
Грани
Мировая премьера 6 ноября 2013 года на сцене знаменитого Центра искусств Segerstrom
Европейская премьера 18 декабря 2013 года в Монте-Карло в историческом зале Garnier Opera.


Премьера в России 27 марта 2014 года на сцене Большого театра России, 7 апреля 2014 года на сцене Мариинского театра.

«Грани» (On the Edge) — второй совместный проект Фонда и продюсерской компании «Ардани Артистс». В программу спектакля входят два одноактных балета «Переключение» и «Женщина в комнате».

«Переключение» (Switch) был поставлен специально для Дианы Вишнёвой известным хореографом, директором Балета Монте-Карло (Монако) Жаном-Кристофом Майо. По словам самой танцовщицы, этот балет: «история о женщине, ее альтер-эго и отношениях с мужчинами». Вместе с Дианой в «Переключении» танцуют звезды Балета Монте-Карло Бернис Коппьетер и Гаэтан Морлотти. В постановке использована музыка знаменитого американского композитора Дэнни Эльфмана, написавшего хиты почти ко всем фильмам и мультфильмам Тима Бертона, сериалу «Отчаянные домохозяйки», фильмам «Миссия невыполнима», «Люди в черном», «Особо опасен» и многим другим.

«Женщина в комнате» (Woman in a Room) сорокаминутный моноспектакль был создан для Дианы Вишнёвой знаменитой американской танцовщицей и хореографом Каролин Карлсон, которая в настоящее время возглавляет Национальный хореографический центр Рубэ Нор-Па-де-Кале и центр «Ателье де Пари» (Франция). Постановка рассказывает о жизненном пути одной женщины с его радостями и печалями. В этом сольном балете использована музыка известного итальянского виолончелиста и композитора-минималиста Джованни Соллима. Вдохновение для постановки послужило творчество Тарковских. В спектакле звучит голос Дианы Вишнёвой, читающей стихотворение Арсения Тарковского «Эвридика», а также в спектакле есть отсылки к фильму «Зеркало» Андрея Тарковского.
Фестиваль «Мир Дианы Вишнёвой» в Токио
В Токио прошел международный фестиваль «Мир Дианы Вишнёвой», в котором приняли участие звезды мирового балета. Четыре гала-вечера фестиваля включали выступления Дианы в «Кармен-сюите», «Объекте перемен» и других спектаклях из ее репертуара.
КНИГИ | ФИЛЬМЫ
Сборник эссе «Танец. Книга размышлений» 2023
Героями книги стали известные зарубежные и российские хореографы и артисты, которые размышляют о том, что такое танец для них, поднимая извечные философские вопросы. В ёмких и очень личных эссе хореографы Пол Лайтфут и Соль Леон, Марко Гёке и Алексей Мирошниченко, Алонсо Кинг и Эрик Готье, Ольга Пона, Гийом Коте и Гойо Монтеро, артисты Марсело Гомес и Орели Дюпон связывают понятия любви, веры, одиночества, музыки, философии, поддержки, объединения, личности, силы, жизни и смерти с современной хореографией. Специально для книги Диана Вишнёва написала вступительное слово, в котором размышляет о том, как на её судьбу влияли встречи с хореографами, как новый спектакль менял её не только, как артиста, но и как личность, трансформируя взгляды на искусство в целом. Также прима-балерина делится воспоминаниями и мыслями о становлении фестиваля Context, его целях, героях и итогах первого десятилетия.

Имя Context. Diana Vishneva в книге занимает особое место — работа над изданием началась в 2022 году, в десятый год существования фестиваля современной хореографии, а выход книги (2023) приурочен к его переходу в новую форму и новое десятилетие. Выбор героев книги обусловлен историей фестиваля, а каждое эссе в ней иллюстрировано архивными фотохрониками спектаклей, в разные годы показанных на Context.

Книга адресована не только профессионалам и любителям танца, но каждому, ведь она говорит об общечеловеческих и культурных ценностях понятным и интересным языком.


Детская книга «Зачем люди танцуют. История танца для детей»
Издательство А+А
2022


В декабре 2022 года вышла в свет книга «Зачем люди танцуют. История танца для детей» Ирины Сироткиной и Марии Титовой, подготовленная издательством А+А, Фондом Дианы Вишневой и фестивалем Context.Diana Vishneva.


Это иллюстрированная книга об истории танца, от племенных плясок до современной хореографии, не имеющая аналогов в российском и зарубежном книгоиздании. Что такое танец: искусство или волшебство, удовольствие или работа? Как рождается танец и сколько он живет? Есть ли у танца правила и почему их нарушают? Под какую музыку проще двигаться и можно ли танцевать тишину? Почему в XIX веке балерины встали на пуанты, а в XX веке переобулись в кроссовки? Что современного в современном танце и чем отличается танец модерн от постмодерна? Как записать танец на бумаге? И — главное — зачем люди танцуют?

Отвечая на эти и многие другие вопросы, историк Ирина Сироткина обращается за примерами к древнегреческой хорее и придворным балам, к народной пляске и Дягилевским Русским сезонам в Париже, к романтическим «белым» балетам и цифровым танцперформенсам. Читатели этой книги знакомятся с танцами древности и направлениями современного танца, с выдающимися хореографами и исполнителями, узнают что такое дансантность и танцнотация — словом, погружаются в бесконечно разнообразный мир танца, в котором все танцуют по-разному, но каждому есть место. Ведь люди танцуют, потому что не могут не танцевать.


Юбилейные книги «Диана Вишнёва. ХХ» и «Жизель. Диана Вишнёва»
январь-май 2015

Книга MULTIVERSE
Книга «Диана Вишнева. ХХ» содержит более 300 фотографий, иллюстрирующих ее двадцатилетнюю творческую карьеру от первых шагов в театре до периода зрелого артиста, выступлений в лучших театрах мира, встреч с выдающимися партнерами и хореографами в репетиционном зале и на сцене. Книга была издана на русском и английском языках.

Альбом «Жизель. Диана Вишнёва» посвящен одной из знаковых ролей балерины в спектакле «Жизель». Исполнение этой роли требует высочайшего уровня техники и глубокого драматического таланта. Автором и создателем книги выступила известный фотограф и балетный критик Нина Аловерт.
Фильм «Гравитация: вариации во времени и пространстве»

Режиссер Андрей Северный
Хореограф Мауро Бигонцетти
США, 2015, 14 мин

В фокусе арт-фильма «Гравитация: вариация во времени и пространстве» — балетное исполнение русской звезды Дианы Вишнёвой. Фильм превращает современный танец в живое абстрактное полотно — уникальный синтез балета, кинематографа, новых технологий и космических исследований. Черно-белый фильм был снят с помощью высокотехнологичных кинокамер Phantom Flex 4K, позволяющих в деталях рассмотреть движение, замедленное в 30-40 раз. Фильм предназначен для показа в кинозалах, арт-галереях и музеях современного искусства.

Андрей Северный, режиссер и автор монтажа: «Уникальное дарование, мастерство и смелость Дианы и техника современного кино позволили раскрыть движения балерины совершенно по-новому. Мощное контровое освещение и замедленная съемка концентрируют внимание зрителя на каллиграфическом совершенстве линий и изысканности хореографии итальянского мастера Мауро Бигонцетти. Фильм погружает в непривычный визуальный мир завораживающих форм, свободных и рождающихся на наших глазах. Использованные съемки Луны и космоса из архива NASA становятся метафорами вечности, одиночества и бесконечности пространства и толкают на переосмысление самого понятия времени».
Фильм «Посвящение педагогу»

Книга MULTIVERSE задумана как платформа для художников-исследователей, создающих новый тип искусства. В какой бы сфере они ни работали — современный танец, дизайн и технологии, видеоарт или архитектура, — каждый идёт по пути синтеза искусств, который сегодня становится уникальной возможностью отразить сложность современного мира и наших знаний о нем. Творческая позиция Дианы Вишнёвой как неутомимого искателя и экспериментатора закономерно приводит её к исследованию новых форм сценического искусства. MULTIVERSE

— первый шаг к созданию театра нового типа, основанного на синтезе искусств и открывающего принципиально иные возможности.

Участники книги «Мультивселенная» размышляют о том, что такое искусство XXI века. В 24 беседах с яркими новаторами современной творческой сферы, среди которых — хореографы Уильям Форсайт, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон и Эдвард Лок; художники Олафур Элиассон, Билл Виола, АЕС+Ф и Мигель Шевалье; архитекторы Тойо Ито и Сантьяго Калатрава; дизайнеры Ирис ван Херпен и Росс Лавгроув, фотохудожник Ник Найт и сама Диана — расширяются наши представления о возможностях искусства.

Самовыражение через цифровые формы, окончательное стирание границ между зрителем и зрелищем, слияние искусства с наукой и технологиями, существование на стыке цифрового и духовного миров… Как меняется искусство в нашем стремительно меняющемся мире? Каким станет театр будущего?

Автором «Мультивселенной» выступила Анна Юдина, автор и куратор в области архитектуры и дизайна.

Книга выпущена лимитированным тиражом.

Внутри издания — уникальный код, открывающий доступ к экспериментальному арт-фильму Андрея Северного «Гравитация: Вариация во времени и Пространстве», героиней которого стала Диана Вишнёва.
Режиссёр-постановщик: Степан Любимов
Россия, 2022, 30 минут

В фильме принимают участие: Диана Вишнёва, Ольга Смирнова, Кристина Шапран, Анастасия Лукина, Злата Ялинич, Мария Буланова, Дарья Ионова, Мария Хорева, Анастасия Смирнова, Анастасия Нуйкина. А также — Владимир Малахов, Владимир Шкляров, Тимур Аскеров и артисты Мариинского театра.Фильм создан Фондом содействия развитию балетного искусства Дианы Вишневой при поддержке Группы «Илим» в 2022 году.

Картина-оммаж Людмиле Валентиновне Ковалёвой, педагогу, профессору АРБ им. А.Я. Вагановой.

Фильм показывает процесс подготовки к вечеру-посвящению Людмиле Валентиновне, который прошел по инициативе и личном участии Дианы Вишнёвой в июле 2021 года на исторической сцене Мариинского театра. Вечер собрал выпускниц класса Ковалёвой, а также приглашенных солистов.

В картине показаны фрагменты репетиций и закулисье Мариинского театра. В зале известные балерины вновь становятся ученицами, выхватывающими каждое слово своей наставницы.

Вторая линия в фильме — диалог Людмилы Валентиновны и Дианы Вишнёвой. Педагог и балерина впервые рассказывают о своём общем пути — годах, проведённых в Академии Вагановой, работе над новыми ролями, дружбе и продолжающемся по сей день сотворчестве.

Диана Вишнёва и создатели фильма «Посвящение педагогу» позиционируют его как возможность сказать спасибо не только Людмиле Валентиновне Ковалёвой, но и каждому педагогу, который воспитывает из талантливых детей настоящих балетных артистов.


Первая премия была присуждена Анастасии Смирновой (педагог Елена Забалканская).

Международный балетный конкурс Vaganova-Prix имеет многолетнюю историю. Он начинался как всероссийский, и первый смотр прошел в 1988 году. Следующий конкурс состоялся спустя два года. Третий уже приобрел статус международного (1995 год) и далее конкурс проводился в 1998, 2002, 2006 и 2016 годах. Его лауреатами в разные годы становились Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Игорь Колб, Анастасия Кочеткова, Андриан Фадеев, Полина Семионова, Алина Сомова, Леонид Сарафанов и многие другие.
https://www.vaganovaprix.ru/laureaty
Премия Дианы Вишнёвой на международном балетном конкурсе Vaganova-Prix, 2016
SPECIAL PROJECTS
"Сны Спящей Красавицы"
7 и 8 декабря на сцене Adrienne Arsht Center for the Performing Arts в Майями; 14 и 15 декабря 2018 года в Нью-Йорке на сцене Beacon Theatre. состоялась мировая премьера международного проекта Sleeping Beauty Dreams, главной героиней которого стала Диана Вишнёва. Российский и американский тур проекта стартовал уже в сентябре 2019 года.

Sleeping Beauty Dreams — это новый жанр: Art & Dance Performance, сочетающий танец, музыку, современное искусство и революционные цифровые технологии, которые раньше не использовались на сцене. Автор идеи и режиссер Рем Хасс собрал уникальную международную команду, впервые работавшую вместе, в тесном сотрудничестве друг с другом. Хореограф — Эдвард Клюг, художественный руководитель балета Словенского Национального театра в Мариборе. Часть персонажей предстают в виде огромных цифровых проекций-аватаров. Облик этих виртуальных персонажей создал медиа-художник из Гонконга Тобиас Греммлер. Команда Fuse из Италии обеспечила технологии, благодаря которым виртуальные персонажи на сцене вступают в диалог с героиней Дианы Вишнёвой. Музыку специально для проекта написал Тайс де Влигер из голландской драм-н-бэйс группы Noisia, известной как одни из самых интересных экспериментаторов в области электронной музыки. Костюмы создал их соотечественник — дизайнер и художник Барт Хесс. Он известен своим уникальным видением человеческого тела и авангардными работами на стыке реального и виртуального миров. Педагог-репетитор проекта — Николас Палмквист, педагог и хореограф в известнейшей студии Steps on Broadway в Нью-Йорке. Партнером Дианы Вишнёвой в проекте выступил Марсело Гомес.

Фотовыставка в музее современного искусства Эрарта, апрель 2015
На выставке в петербургском музее современного искусства Эрарта были представлены фотографии Дианы Вишнёвой, сделанные знаменитым фотографом Патриком Демаршелье для журнала Vogue. Сегодня эту съемку по праву можно назвать исторической. Выставка была приурочена к 20-летию балетной карьеры балерины.
"Движение никогда не лжет", выставка, 2011
В залах Музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург) с 20 июня по 28 августа 2011 года прошла выставка, приуроченная к 15-летию Дианы Вишнёвой на сцене. В основу ее названия - «Движение никогда не лжёт» - легло высказывание великой танцовщицы и хореографа, одной из создательниц американского танца модерн – Марты Грэм. "Movement never lies. It is a barometer telling the state of the soul's weather to all who can read it".

Выставка расположилась в двух залах музея, символизирующих закулисье и сцену. Два зала были объединены идеей показать путь на сцену, путь к успеху. Выставка рассказывала не только о Диане как о балерине, но и личности, живой и искренней, всегда удивляющей и никогда не повторяющейся.

Также в Музее проходили трансляции в записи лучших балетов с участием Дианы на сценах российских и зарубежных театров, что позволило сделать доступным для зрителей многие балетные шедевры.

Выставку посетило более 3 000 человек. Организатором выступил «Фонд Дианы Вишневой» при содействии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и участии Музея театрального и музыкального искусства Петербурга, а также Международного Центра фестивалей и праздников Петербурга.
E-mail: foundation@dianavishneva.com
190068, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, БОЛЬШАЯ ПОДЬЯЧЕСКАЯ, 37
ИНН: 7801269912 / КПП 783801001 ОГРН: 1107800008216
© 2020 «ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА ДИАНЫ ВИШНЁВОЙ»


Designed by ink.moscow