Публикации On air
Современный танец 2022/2023: неустойчивое равновесие
Сезон 2022/2023 выдался для современного танца амбивалентным — с новыми проектами, перезапусками и туманными перспективами. Для On Air Тата Боева фиксирует, чем сезон может запомниться и что может влиять на танец как экосистему. Это не хроника и не список лучших из лучших, — а авторская выборка событий, которые из сегодняшнего дня смотрятся как заслуживающие особого внимания и осмысления, новые или ранее не свойственные для танцевальной среды. Чтобы отразить максимум тезисов, мы публикуем серию из трёх текстов.

Финальная часть трилогии — о современном танце, его достижениях, сложностях и будущем.

Первая и вторая части триптиха.
Как пример можно назвать «Остров» Ивана Естегнеева и Евгения Кулагина компании «Диалог Данс» (Кострома), и «Плот Медузы» Павла Глухова в Камерном театре (Воронеж). И там, и там основой спектакля становится ситуация изоляции, в которой раскрываются разные типы отношений и механизмы формирования реакций.
В прошедшем сезоне российский современный танец, по моим наблюдениям, был в двойственном положении. Вроде он пострадал меньше, чем балет с его международными контрактами. Но балет внешние вызовы подхлестнули. Привычная дисциплина дала импульс генерировать идеи. Современный танец — более рефлексивный, организационно свободный, не зажатый в тиски планов — напротив, завис. Задумался, — безусловно, есть о чем. Происходящее вокруг, в мире, затягивает в думскроллинг и может высасывать душевные силы… Параллельно осыпается часть структур внутри профессионального поля. Всё требует времени и интеллектуального напряжения.

Даже ковид так не стопорил контемпорари. Там пауза была механической, ограниченной во времени и местами плодотворной. В сезоне после основных карантинов мы получили всплеск интересных, глубоких, качественных постановок, где авторы размышляли не только о замкнутости, но и человеческих соприкосновениях, которые она порождала.

Сейчас же новости поступают и поступают. Хотя бы небольшого продыха на их осмысление не видно. Временами это непосредственно влияет в том числе на работу артистов, хореографов и других причастных к среде. Основной тенденцией сезона 2022/2023 я бы назвала экзистенциальную растерянность — людей, институций и будто бы самого хода истории российского современного танца.
Контемпорари данс в России во многом пытается понять, что он такое, как существует в мире и что может
На момент написания материала СТД РФ, учредитель Российской национальной Премии и Фестиваля «Золотая Маска», официально объявил о том, что «принял решение о выходе из состава участников Автономной некоммерческой организации «Премия и Фестиваль «Золотая маска» (руководитель М.Е. Ревякина») и приступил к созданию собственной исполнительной дирекции Премии и Фестиваля «Золотая Маска», которой будет поручено проведение всего комплекса мероприятий по подготовке и проведению Премии и Фестиваля уже в этом году» (https://stdrf.ru/novosti/izmeneniya-v-organizatsii-i-provedenii-premii-i-festivalya-zolotaya-maska/). СТД РФ не огласил утвержденный список номинаций. В то же время, с июля 2023 года театральное сообщество обсуждает документ, который, как предполагается, будет основой для нового Положения о премии — в нём ликвидировано несколько номинаций, в том числе «Современный танец/Спектакль» (https://www.kommersant.ru/doc/6124707).
Контемпорари данс в России во многом пытается понять, что он такое, как существует в мире и что может. С этим связаны большинство тенденций. Их можно охарактеризовать как постоянные пересборки. Будь то обретение формальной стабильности (как в случае перехода «Каннон Данс» под крыло «Петербург-концерта»), изменение формата (фестивали, которые переформулируют свою миссию) и основание независимых институций, которые в перспективе решат проблемы контемпорари, — всё сводится к одному: люди ищут себя заново. Новости, которые пришли к началу августа, — вероятно, российский современный танец перестанет существовать как часть семейства перформативных искусств в большой системе премии и фестиваля «Золотая Маска» после неофициально анонсированного решения учредителя, СТД РФ, упразднить категорию, — подсвечивают неустойчивость положения. Номинация появилась в 2000 году, когда минимум 10 лет в России развивался контемпорари и ему требовалось место на общетеатральной карте. Спустя 23 года сообществу могут отказать в представительстве внутри ключевой — сколь бы ни критиковали такое определение и положение — театральной премии в стране. Это и симптоматично, и несправедливо. «Маска», с её неоценимым вкладом в эволюцию российского театра, важностью принципа «профессионалы профессионалам» и независимой экспертизы изнутри сообщества, разрослась в огромную вертикальную структуру. Сколько спектаклей ни попали бы в основную номинацию «современный танец/спектакль», как бы ни было важно привезти их в Москву и показать, задача жюри — выбрать лучшую постановку сезона.

Современный танец же у нас так разветвился, что сам принцип соревнования за один приз частично нивелирует достижения сообщества. В контемпорари важен не лучший, а бесконечно много разных.

Кроме того, в последние годы особенно ярко проявилось, что «современникам» необходимо свое пространство, где им в том числе не навязывают соревнование с балетом. И не потому, что не тянут, как соблазнительно подумать. Критерии художественности, мастерства, значимости в контемпорари настолько отличаются от балетных, что выбирать, например, лучших артистов из всех скопом — сравнивать ёжика и табурет. У них же по четыре ножки, разве не повод решить, кто лучше. В номинационной структуре «Маски» давнишние и сегодня уже искусственные конструкции «хореограф вообще» и «артисты вообще» сохранялась.

В идеальном мире это повод расширить инструментарий. Обсудить с сообществом, как выглядит современный танец, что нужно, чтобы адекватно отображать его состояние. Прислушаться к просьбам развести мужскую и женскую роль для балета и контемпорари. Возможно, привозить не только «конкурсные» спектакли, развить сетку спецпрограмм. Больше пользоваться свойствами фестиваля, смотра, чем премии. Однако у СТД иное, неведомое (за неоглашением причин потенциальной ликвидации и отсутствием на момент написания материала дискуссии со специалистами) видение, в рамках которого современный танец имеет вероятность не вписаться в картину Национальной премии.

Для современного танца как экосистемы это может означать две вещи. Организационные потери и потенциальную выработку автономии. «Золотая Маска», непосредственно не принося своим участникам и лауреатам денег (связанного призового фонда нет), часто выступает как аргумент в поиске средств. Самым маленьким компаниям мог помочь в поиске финансов даже визит экспертов — и уж тем более упоминание в лонг-листе. «Нас заметила «Золотая Маска» — это почётно и вызывает доверие. Об этом пишут в грантах. В случае упразднения номинации многие команды лишатся этой строчки в CV — и могут не найти средства на очередной проект.
Театр современного танца «Каннон Данс» и Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK (Открытый взгляд) возглавляет одна команда. Это Наталья Каспарова — художественный руководитель и Вадим Каспаров — директор.
«Бар.Око» — спектакль Лоранда Закара на музыку композиторов эпохи барокко, «Бессердечность» — спектакль Лилит Акопян. Оба — премьеры 2023 года Театра танца «Каннон Данс», показаны в завершающий день фестиваля OPEN LOOK-2023.
Современный танец активнее, чем обычно, стал организовывать собственную среду
Выработку автономии мы частично наблюдали в том числе весь сезон 2022/2023. Современный танец, который годами страдал на тему неприкаянности и ненужности, активнее, чем обычно, стал организовывать собственную среду. За год возникли или активизировались несколько выросших изнутри институций, которые даже на начальном этапе преобразовали профессиональное поле.

Их можно разделить на три группы. Первые переосмыслили миссию, скорректировали подход к работе. Вторые реформировали себя. Третьи — возникли. Конечно, классификация условна; иногда даже внутри одной институции какие-то части перезапущены, какие-то заново осмыслены. К первым можно отнести фестивали, которые из смотров превратились в почти-компании. Например, Context. Diana Vishneva сменил формат работы и сместил акцент внутри существовавших раньше направлений. Самое заметное изменение: после 2021/2022 года, когда международные части традиционной программы отвалились, фестиваль набрал собственную труппу и начал работать как проектная компания. За год вышли четыре проекта, которые не образуют фестивальную, даже пролонгированную, программу. Теперь это полноценное регулярное вещание с равномерным производством в течение сезона и небольшой повторяемостью постановок. По сути, возник новый игрок, сохранивший ресурсы и базу фестиваля и начавший собственное производство.

Вторые — фестивали, которые пересобрали программы. Здесь заметнее всего изменение петербургского OPEN LOOK. Как и у Context'а, основой стала российская часть программы, — больше не существует фестиваля с приглашенными командами и Russian Look. Весь фестиваль — смотр российских компаний с небольшой гостевой программой. Учитывая авторитет OPEN LOOK как профессионального форума, это важная ребалансировка: можно ожидать, что по тому же пути пойдут фестивали, которые имели большую международную составляющую и после начала ограничений встали на паузу. Перезапустилась и «родственная» фестивалю компания «Каннон Данс». Она из проектного дела стала Театром танца внутри системы «Петербург-концерта» с постоянной новой труппой и педагогами. Пока ушла прежняя система хореографов-резидентов, которую практиковали Каспаровы. «Каннон» и раньше был устойчив, перемена не такая большая, но она важна и в контексте новых профессиональных трупп, и для OPEN LOOK. В этом году компанию можно назвать негласным хэдлайнером фестиваля. Две премьеры, «Бар.Око» и «Бессердечность», завершили программу-2023. Это можно прочесть как манифест: мы опираемся на свои силы и можем использовать их достойно. Третья группа — новые фестивали и места. Здесь в первую очередь есть смысл отметить, что изнутри среды начинает реформироваться самая её уязвимая часть — образование. Если балетных училищ в стране достаточно, то до недавнего времени регулярное образование в контемпорари ограничивалось несколькими отдельными факультетами: старым — в Екатеринбурге, недавно возникшим — в петербургской Консерватории и ещё парой мест. В этом сезоне хореограф Ольга Цветкова объявила о запуске Академии нового танца. Это одна из немногих частных образовательных институций — и свидетельство, что сообщество начинает решать свои проблемы.

Елена Панасенко — продюсер и менеджер современного танца, художественный руководитель образовательного проекта для хореографов, педагогов и танцовщиков Dancehelp.ru.
Первый фестиваль «Танец без ума от себя и от любви» прошел в Петербурге с 28 июля по 13 августа.
В статье «Посттанцы наших дней» Анна Козонина пишет: «термин „посттанец" восходит к одноимённой конференции Postdance, прошедшей в стокгольмском театре MDT в 2015 году. У него нет четкого определения». Она опирается на формулировку хореографа Мартина Спонберга: «Посттанец находится за пределами воображения, он больше танцоров или зрителей, он ищет новые способы существования и отказывается от репрезентации».

Козонина А. Посттанцы наших дней // Colta.ru. 2018. 15 ноября. URL: https://www.colta.ru/articles/art/19743-posttantsy-nashih-dney#5. Текст недоступен на территории РФ.
Ещё одно важное новшество — новые фестивали, которые делают люди из контемпорари, в том числе из нишевых направлений. В Калуге при Инновационном центре культуры в январе 2023 года прошел первый «Танцсоюз». Хотя именно в этом месте начинание, связанное с консолидацией профессионалов, не первое — вспомнить хотя бы конференции «CODE: провинции», которые проходили в ИКЦ несколько лет, — фестиваль продюсера Елены Панасенко имеет особое значение. Это не только смотр, для которого отобрали работы и где можно увидеть панораму современного танца, но и ярмарка кадров. На «Танцсоюзе» выбирали хореографа, который поставит спектакль для Инновационного театра балета, труппы ИКЦ. Право получила Виктория Арчая и даже уже поставила заказанную работу, «Чарли в цвете». Фестиваль закрывает сразу несколько насущных проблем: показать, что есть, встретить всех со всеми, обеспечить труппу новой постановкой. Подобный формат самопомощи пока редко встречается, но выглядит как перспективное направление. Особенно в ситуации, если сообществу понадобится автономно показывать себя, награждать, искать контакты и прочее.

Ещё один новый фестиваль, который отражает тенденции — «Танец без ума от себя и от любви» петербургской Студии перформативных искусств СДВИГ. Её команда давно работает как тихий мощный мотор определённой части танцсообщества, которую можно условно обозначить как посттанец. Со своего возникновения, с 2017 года, СДВИГ осознанно был вне мейнстримного российского танца и едва ли соприкасался с другими петербургскими компаниями. «Танец без ума от себя и от любви» сделал две важные вещи. Во-первых, проявил круг — собрав программу и спектаклей, по которым можно составить впечатление, как сейчас выглядит посттанец в России. Во-вторых, громко заявил этот круг. Можно не отмечать на танцевальной карте небольшую студию. Но нельзя не заметить новый фестиваль. В-третьих, это частное начинание — и отличный пример самоорганизации, которая смогла. Полный, хоть и небольшой, зал, разветвленная сетка показов, разность постановок, образовательная программа — всё это даже формально ставит «Танец без ума от себя и от любви» в один ряд с другими петербургскими фестивалями, проявляет, что посттанца хватает на целый смотр
люди из российского современного танца начали осмыслять собственную историю
Возможный признак автономности от больших институций — люди из российского современного танца начали осмыслять собственную историю. У нескольких компаний это произошло неизбежно: наступили юбилеи. 10 лет Context'у, 25 — «Каннон Данс» и OPEN LOOK, 30 — Челябинскому театру современного танца. Юбилеи встретили в том числе архивными проектами. ЧТСТ выпустил впечатляющий буклет, где перечислены постановки с 1992 года с составами и краткими характеристиками, собраны биографии артистов и летопись жизни театра. Микроархивное начинание организовали Context и Институт театра — лаборатория «Практики создания проектов в современном танце». Для финального проекта её участницы и участники изучали значимые российские танцсобытия, искали, как можно встроить в свои работы идеи других постановщиков, найдя им современную рифму. Самое же значительное начинание — это Информационно-исследовательский центр «Танцсоюз» при калужском Инновационном культурном центре, цифровой архив материалов о российском современном танце. Возник он из давней идеи исследователя контемпорари Екатерины Васениной. Архив аккумулирует разнообразные материалы, от билетов и программок до видео, и сделает их доступными для исследования.

Именно сейчас, когда любое прямое высказывание под вопросом, а в соседних сферах имена буквально вымарывают с афиш, изнутри среды проявляется запрос на сохранение и потенциальное осмысление. Любопытно, что к нему обратился прежде всего современный танец, летучий, импульсивный, возникающий внезапно и пропадающий. В этом можно увидеть важное движение в сторону рефлексии — что мы такое, как мы оказались в этой точке, что было до.

Это тем более важно в момент, когда сама хореографическая среда растерялась — буквально и морально. Стало сложнее ездить и приглашать, ушли фонды, которые давали гранты и возможность межстрановых коллабораций, однако среда не осталась на первых порах «без рук». Сильно по полю ударили события сентября 2022 года. Из строя стали непредсказуемо выбывать артисты и хореографы-мужчины.

Уже к зимним фестивалям это дало удивительный эффект. За дело взялись женщины. Кто-то, как Светлана Шуйская, возглавил компанию. Кто-то, как Анна Щеклеина, получил множество престижных контрактов. Кто-то просто стал заметнее, проявился в разреженной среде.

Безусловно, не такими методами хотелось достичь усиления женского присутствия, особенно среди хореографов. Но стресс-тест показал, что девушки у нас замечательные: глубокие, вдумчивые, серьёзные, часто способные вывезти на себе и постановку, и её презентацию. Женский опыт, который проявляется через танец, невероятно многообразен. Это и «Объектно-уязвимый разговор» Анастасии Антонцевой, где артистка борется вроде бы с феном, но в том числе и с навязанными стандартами, которые всё бьют и бьют её, и нежная любовная лирика о несовпадении «Вместе поодиночке» Виктории Арчая, и приключения инопланетного интеллекта среди землян, которое в «Непокое» Ксении Михеевой оборачивается прежде всего её личным артистическим триумфом, и размышления о внутреннем критике в «Всё нормально» Ксении Бурмистировой и Любови Перовой, и опыт роботизации, пластической «зловещей долины» в Horse maintenance Вероники Тихоновой. Женщинам точно есть что сказать очень о многом. В этом сезоне они вышли на первый план со своими идеями, взглядами, оптикой. И это породило образовало свое поле напряжения, новый круг тем.
«Эффект зловещей долины» (uncanny valley effect) — подсознательно возникающее беспокойство от столкновения с искусственным объектом, который выглядит как человек. Многие ученые описывают этот феномен на примере антропоморфных роботов. Слишком большая степень сходства заставляет пользователей бояться.
Премьера, которая закрыла Дягилевский фестиваль-2023 в Перми. Музыкальный руководитель Теодор Курентзис, режиссёр Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова, участники — танцевальная труппа Дома Радио musicAeterna dance.
Сезон 2022/2023 показал, что тело умеет формулировать точнее и тоньше, чем слова
Важное наблюдение сезона 2022/2023 — как меняют профессиональную среду профессиональные в полном смысле труппы. Безусловно, танцевальные компании у нас существуют минимум лет 30, в них работают прекрасные артисты с высоким техническим уровнем. Однако полуположение — без нормальных сцен и реп.залов, со скромным и нерегулярным финансированием, с необходимостью зарабатывать в других местах, помимо театров, — длилось всё это время. В последние пару лет образовались компании, у которых есть весь базовый набор: залы, деньги, достойные зарплаты. И на их примере особенно видно, каким мог бы быть российский современный танец в лучших условиях.

Только в сезоне 2022/2023 вышли «Персефона» Анастасии Пешковой на Дягилевском фестивале и «Бессердечность» Лилит Акопян в реформированном «Каннон Данс» — и это проекты, которые, каждый по-своему, демонстрируют, зачем художнику быть сытым. «Персефона» — огромное, на десятки человек, полотно, где Пешкова работает с крупными ансамблями и имеет ресурс выучить с ними сложнособранный пластический рисунок, — это большая форма, которой порой не хватает современному танцу с его тягой к камерности. «Бессердечность» не велика, но сложна технически. За три недели Лилит Акопян «посадила» на артистов «Каннона» непривычную лексику, которая напоминает и Марко Гёке, и Шарон Эяль, и требует концентрации и безупречной выучки. Подобные спектакли не всегда с первой попытки выучивают даже балетные труппы, в жизни которых класс — обязательное и рутинное явление. Для современного танца такая острозаточенная выучка и вовсе редкость — и напоминание: чтобы хорошо получалось, нужна качественная база, а качеству нужны время, покой и средства на достижение.

Если же говорить о том, чем запомнится 2022/2023 пластически, то это неустойчивость. В момент, когда многим говорить сложно и нечего, а что есть — не скажешь, тело оказалось очень важным индикатором. Уже в начале сезона, в блоке юбилейных перформансов Context'а, было заметно, что работа с невозможностью встать на ногу ровно, удержаться в вертикальном положении, с падением, вставанием, вновь падением — не просто набор нужных конкретным авторам средств, а, возможно, неосознанное общее ощущение момента. Нечасто в сезоне находится собственный хореографический паттерн, который возникает у разных хореографов, в не связанных работах.

Сезон 2022/2023 показал, что тело умеет формулировать точнее и тоньше, чем слова.

Первая и вторая части триптиха.

В материале использованы фото Наталии Репиной и Ирины Григорьевой